Поиск по этому блогу

Поиск по этому блогу

среда, 25 декабря 2013 г.

Научное познание


Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Эпистемология — это учение о научном познании.

Уровни научного познания:
Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Формы научного познания:
научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.

Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.

Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.

Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.
Доказательство — это подтверждение гипотезы.

Виды доказательства:

• практика, выступающая прямым подтверждением
• косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.

Некоторые методы научного познания:
Наблюдение — это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.
Эксперимент — это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.
Формализация — это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.
Аксиоматический метод — это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения.
Гипотетико-дедуктивный метод — создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.
Общечеловеческие приемы мышления:

  • Сравнение — установление сходства и различия предметов действительности (например, сравниваем характеристики двух двигателей);
  •  Анализ — мысленное расчленение предмета, как целого
  • (расчленяем каждый двигатель на составные элементы характеристики);
  •  Синтез — мысленное объединение в единое целое выделенных в результате анализа элементов (мысленно соединяем лучшие характеристики и элементы обоих двигателей в одном — виртуальном);
  •  Абстрагирование — выделение одних признаков предмета и отвлечение от других (например, изучаем только дизайн двигателя и временно не учитываем его содержание и функционирование);
  •  Индукция — движение мысли от частного к общему, от отдельных данных к более общим положениям, а в итоге — к сущности (учитываем все случаи сбоев двигателя данного типа и, исходя из этого, приходим к выводам о перспективах его дальнейшей эксплуатации);
  •  Дедукция — движение мысли от общего к частному (исходя из общих закономерностей работы двигателя делаем прогнозы о дальнейшем функционировании конкретного двигателя);
  •  Моделирование — построение мысленного предмета (модели) сходного с реальным, исследование которого позволит получить необходимую для познания реального предмета информацию (создание модели более совершенного двигателя);
  •  Аналогия — вывод о сходстве предметов в одних свойствах, на основании сходства в других признаках (вывод о поломке двигателя по характерному стуку);
  • Обобщение — объединение отдельных предметов в некотором понятии (например, создание понятия «двигатель»).

Истина и ее критерии

Истина, верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание
Заблуждение- несоответствие знания действительности, обусловленное ограниченностью практики и наличного знания либо абсолютизацией отдельных моментов познания или сторон действительности.
Понятие истины, ее характерные черты и свойства.
Истина – цель человеческого познания, это абсолютная познавательная ценность («Платон мне друг, но истина дороже»)
Что есть истина? Истина – знание, соответствующее своему предмету, это правильное, адекватное отражение действительности познающим субъектом - это классическое определение истины, еще со времен древних греков (Аристотеля). Такое понимание истины разделяли многие философы. Этого понимания придерживаются материалисты и идеалисты, поэтому это определение истины очень солидно по своему представительству.

Характерные черты истины: наличие двух сторон: субъективной и объективной. 

Объективная сторона означает, что содержание истинных знаний объективно, т.е. не зависит от человека, а определяется особенностями самих предметов и явлений.

Субъективная сторона – истина относится не к реальному миру (физическому), а к миру субъективному, она находится в человеке, его сознании, т.е. качеством истинности обладают не предметы и явления действительности, а наши знания о них.

Пример: всемирное тяготение не может быть истинным или ложным, но закон всемирного тяготения может быть истинным. Истина не свойство материальных объектов, а характеристика знаний о них.

Свойства истины:
1) объективность – конечная обусловленность истины реальной действительностью и не зависимость ее содержания от человека.

2) конкретность – означает зависимость знаний от определенных условий, места времени, в которых они существуют и развиваются.

Формы истины.

Истина – процесс получения знания. Для характеристики этого процесса используются категории абсолютного (устойчивое, неизменное явление) и относительного (неустойчивое, изменяющееся явление)

Абсолютная истина - знание, тождественное своему предмету, это полное исчерпывающее знание о предмете.
Относительная истина – неполное знание о предмете, приблизительное знание; значение верное в основном.