Поиск по этому блогу

Поиск по этому блогу

четверг, 18 сентября 2014 г.



Социальные статусы и роли


Социальный статус - конкретная позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности.
    Пришло из латинского языка, в Древнем Риме означало правовое положение юридического лица, в социологическом смысле стало применяться в работах американского социолога XIX в. Мейна.
    Предписанный статус - навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.).
    Приобретенный (достигнутый) статус - определяется усилиями самого человека (писатель, ученый, директор и т.д.).
    Естественный статус - существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).
    Профессионально-должностной статус - базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).
Следует различать две стороны статуса:

  • объективную (общественное значение, выражающееся в количественных и качественных показателях - доход, награды, привилегии и т.п.);
  • субъективную (оценку роли в массовом сознании).

Критерии социального статуса:

  • положение в сфере занятости;
  • связь с властными структурами;
  • доход (размер, форма);
  • доход (размер, форма).

Каждый статус включает обычно ряд ролей.
Социальная роль - совокупность действий, которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом в социальной системе.
Социальная роль представляет собой точку, где смыкается воедино личность и общество. Здесь индивидуальное поведение превращается в социальное.
Содержание роли определяется:

  • ценностными ориентациями (мировоззренческими, профессиональными);
  • социальными нормами, предписанными для данной роли.


Социализация в обществе

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.
   Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
   В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

  • первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  • вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.
   Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
   В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.
   Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.
   Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.
Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Социальная адаптация

Социальная адаптация- (лат. adaptare - приспособлять) - процесс приспособления, освоения, как правило активного, личностью или группой новых для нее социальных условий или социальной среды.
Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде:
1) начальная стадия, когда индивид или группа осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;
2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;
3) аккомодация, т.е. признание и принятие индивидом основных элементов системы ценностей новой среды при одновременном признании некоторых ценностей индивида, группы новой социальной средой;
4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.


Видео урок, который поможет лучше понять материал.





Комментариев нет:

Отправить комментарий